Русская серебряная посуда XVII - начала XX веков

Перейти в каталог изделий из серебра с гравировкой 


Русские мастера любили серебро за его способность поддаваться художественной обработке, за его благородство, долговечность и красоту. В изделиях из серебра и золота ранее всего выразились интеллект и ремесленное умение людей. Но в них также ярко выразилась способность создавать настоящие произведения искусства. Немалую роль в этом сыграл цвет серебра: самого светлого металла с интенсивным блеском. 


Русские ремесленники начали выпускать свои изделия из отечественного металла только с XVIII века. До этого они переплавляли монеты и слитки, полученные из стран Востока и Западной Европы. 


Серебряные сосуды чаще всего вызывают к себе благоговейное отношение: они были редкостью, изысканной роскошью для избранных. Даже в богатых монастырях долгое время пользовались деревянной или оловянной утварью. Форма этих предметов, отработанная веками, переходила в серебряные изделия. Она была рациональна, логична по силуэту, устойчива и удобна для пользования. Орнамент, украшавший посуду, умело распределялся по ее поверхности. 

Не сразу посуда из благородных металлов вошла в рацион богатых людей. Прежде всего, она была достоянием царского двора. В XVII веке серебряная посуда начинает появляться в домах купцов, именитых и служилых людей, городского населения, подтверждая тем самым уровень их зажиточности и украшая быт. Поверхность таких вещей искусно обрабатывалась специальными техническими приемами: позолотой, чеканкой, украшением сканью, гравировкой и цветными эмалями. 


Один из самых распространенных видов посуды - чарки. Они были обязательной принадлежностью стола. Как правило, это сосуды небольшого размера, предназначенные для крепких напитков. 


Русские ювелиры любили украшать свои изделия гравировкой и чернью. По известным рецептам они изготавливали порошок, который включал в себя серебро, медь, свинец, серу. Смачивали состав бурой, нагревали и покрывали им всю поверхность сосуда. После обжига в горне, где чернь расплавлялась и прочно соединялась с металлической основой, мастер начинал осторожно спиливать лишнее покрытие, обнажая рисунок; потом шлифовал предмет пемзой, полировал березовым угольником до появления ровного блеска. Выявленный таким образом рисунок придавал предмету нарядность и изысканность


На серебряных чарочках, коробочках, стаканах кроме растительных узоров, встречаются изображения кораблей, птиц, животных. Они входили в реальный мир, из которого черпали сюжеты художники. В крестьянской среде устойчиво держались анималистические образы, сохранившиеся со времен язычества, когда животные считались спутниками, помощниками, магической силой, фигурки зверей служили оберегами. Они были любимы посадскими серебряниками, многие из которых вышли из крестьянской среды. 


В сосудах XVII века нередко встречается изображение парных птиц, что служило символом семейного счастья. Журавль, стоящий на одной ноге и держащий камень в другой, охраняя, по преданиям, человека и его дом от беды. 


Мастера серебряного дела XVII века проявляли живой интерес и к литературным памятникам. Они изображали сцены «Суда Соломона», фантастических зверей из «Видения пророка Даниила», читали космографию, узнавали о литературе, путешествиях. 
Некоторые чарки покрывали позолотой. Кроме того, что позолота украшает предмет, она еще предохраняет его от окисления. Чаще всего посуду золотили с внутренней стороны. До XX века золочение делалось «через огонь», то есть при помощи золота, растворенного в ртути. Этим составом покрывали предмет или отдельные его части. При нагревании ртуть испарялась, а золото ровно и прочно соединялось с поверхностью серебра. 


Кроме чаш, в обиходе людей XVIII столетия появилось множество других вещей, обязательно присутствовавших на столе: чайницы, ситечки для чая, щипцы для сахара. Это разнообразие вещей связано с обрядом чаепития. В доме эти предметы были необходимостью, ибо чай перестал быть лечебным напитком, как это было в XVII веке. Он органично вошел в русскую жизнь. 


В XIX веке в сюжете композиции серебряных изделий приходят крестьянские персонажи. Порой серебряная посуда напоминает по форме крестьянскую утварь. Именно в это время были созданы кружки, передававшие фактуру деревянной кадки; конфетницы, имитировавшие плетение крестьянских корзин; солонки, повторявшие форму резных стульчиков. 


Для большинства серебряных изделий рубежа веков, характерны смешение разных стилей, вычурность отделки, перегруженность деталями, которые не диктовались назначением вещи. Но уровень технического мастерства оставался высок. Фабрики, во множестве открывающиеся не только в столице, но и в провинциях, заботились о хорошем уровне выпускаемой продукции. Они приглашали известных художников, которые вели при фабриках рисовальные классы, поддерживавшие школу мастерства. 


Из крупных предприятий второй половины XIX - начала XX века необходимо назвать фабрики Сазиковых, Ивана Губкина, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова. Эти фабрики выпускали огромное количество изделий бытового назначения: оклады для икон и книг, всевозможные ларчики, коробочки, оправы для зеркал. Там же отливали столовое серебро. Ложки и вилки украшали гравировкой, чернью. Но даже в тех случаях, когда оставляли гладкую поверхность, вещи радовали руку и глаз своими органичными, верно угаданными пропорциями, формой, размером. 


С помощью нашего сервиса мы сделаем гравировку на посуде из металла на любой вкус всех времен.